«Разве мы сейчас сражаемся с Украиной?! Мы сражаемся со всей Европой, которой погоняет США»

В Музыкальном театре имени Яушева 24 мая показали пьесу Александра Островского «Не в свои сани не садись!». В спектакле было много музыки, движения, позитивного настроения и романтики. Зрители встретили любимых артистов несмолкаемыми аплодисментами. Одну из главных ролей исполнил народный артист РСФСР Сергей Никоненко, который неоднократно приезжал в Саранск. В свои 82 года артист часто ездит на гастроли. В прошлом году побывал на Донбассе. Читал защитникам Отечества произведения классиков русской литературы. «Выступая с программой «Бессмертный полк», по лицам зрителей понял, что Пушкин и Есенин им намного ближе, чем стихотворения на военную тематику. Боевых действий им достаточно в жизни», — сказал Никоненко в интервью Татьяне Новиковой.

Сергей Никоненко призывает молодых артистов чаще бывать на Донбассе. Фото: Татьяна Новикова I Столица С

«С»: Сергей Петрович, спасибо за замечательный спектакль! Интересно, какие у вас были эмоции, когда впервые прочитали Островского?

— Это было очень давно. И с тех самых пор мое теплое отношение к этому великому драматургу не изменилось. Столько знать про русский характер! Островский никогда не приукрашивал действительность и четко обозначал проблемы. В его произведениях, как и в жизни, добро всегда побеждает зло, хотя это иногда дается трудно. Считаю, что по своему таланту он не уступает известному английскому драматургу Уилья­му Шекспиру.

«С»: Как вы относитесь к тому, что сейчас стала модной современная интерпретация произведений классики в театре и в кино?

— Я этого не понимаю. Что поделаешь, бывает и такое, когда на сцене и в кино происходят всякие вольности и глупости. Считаю, что в подобных случаях режиссер просто хочет выразить свое «Я» и показать, какой он замечательный художник. А в результате получается очередная гадость и пошлятина.

«С»: Вы уже далеко не первый раз приезжаете в Саранск…

— Так и есть. Впервые приехал сюда лет 50 назад. Помню, как в то время скромно выглядели павильоны городского музея имени Эрьзи. Но со временем все изменилось. И теперь шедевры великого скульптора хранятся в достойном помещении! И не у каждой республики, которая входит в состав России, есть такие музеи и такие гении, как Степан Эрьзя. С чем вас и поздравляю. Я и в этот раз сводил в музей своих коллег. Все были в восторге. Прихожу туда уже в пятый раз. Мог бы даже проводить экскурсии.

READ  Белорусско-российский молодёжный симфонический оркестр впервые выступит в Москве

«С»: Искусство помогает жить. И каждый приезд деятелей культуры на Донбасс — это настоящий праздник. Вы тоже там побывали…

— Да, приезжал туда в августе прошлого года. Когда предложили, сразу согласился. Гастроли длились неделю. Был в Луганске, Донецке, Купянске… Выступал перед военнослужащими на передовой. Сначала хотел представить творческую программу «Бессмертный полк», но, как оказалось, она больше подходит для мирного времени. Во время концерта понял, что там, где идут боевые действия, это не к месту. Изначально у меня в репертуаре были стихи Константина Симонова и Александра Твардовского. Солдаты внимательно слушали, а я вглядывался в их лица и встречал спокойные, полные достоинства, уверенные взгляды. Там были не юноши-новобранцы, а опытные военные, сильные и здоровые мужчины, на вид где-то за 30 лет… Попробовал на ходу перестроить программу, что называется, поменял лошадей на переправе. Начал читать лирику Пушкина, Есенина и Гумилева. И зрители вдруг стали улыбаться, их лица посветлели. Тогда понял, что им это намного ближе, чем стихотворения на военную тематику. Боевых действий им достаточно в жизни. В тот момент сразу пришло на ум, что артисты, которые выступали на фронте в сороковые-роковые, не пели про войну. Вспомните Лидию Русланову, которая исполняла песню про валенки… Самое большое впечатление во время гастролей на Донбасс на меня произвел директор донецкого зоопарка.

«С»: Расскажите!

Знакомые попросили передать в этот зоопарк двух черных лебедей. Когда подъезжали к Донецку, нас предупредили, что дорога простреливается и нужно проехать мимо. И мы проехали кругом километров 30… До сих пор перед глазами лицо директора Геннадия Кряжева. Человек в возрасте, дедушка двух внучек. Его история удивительна. Когда шло наступление бандитов, им нужно было пройти через зоопарк. И Геннадий взял в руки автомат и вместе с бойцами его охранял. Спасал животных от нелюдей. Был ранен пятью пулями и выжил. Вроде бы очень мирный человек, но оказался настоящим героем. Вот что такое душа, призвание и долг.

…В тот момент сразу пришло на ум, что артисты, которые выступали на фронте в сороковые-роковые, не пели про войну. Вспомните Лидию Русланову, которая исполняла песню про валенки…

«С»: Вам было всего несколько месяцев, когда началась Великая Отечественная война. В своих интервью вы рассказывали, как пришлось пройти через окружение, артобстрел и партизанское сопротивление.

READ  Министр культуры Оренбургской области Евгения Шевченко поздравила с Днем России | Новости Оренбурга

— Это был конец 1941 года. Мне было несколько месяцев. Мы с мамой находились в гостях у бабушки, в небольшой деревеньке в Смоленской области, которую оккупировали фашисты. В районе Вязьмы, Ржева и Духовщины тогда шли самые кровопролитные бои. Сотни тысяч погибших людей! Мама со мной на руках ушла в партизанский отряд. Была там прачкой, санитаркой и поварихой, а рядом спал я на еловых ветках. Потом нас и еще нескольких женщин перевезли в другой отряд, затем — в третий. В апреле 1942 года решили пересечь линию фронта в 50 километрах от Ржева. По-пластунски с бойцом, который ей помогал, мама пробиралась до колючей проволоки, ограждающей советские окопы. Я на плащ-палатке. Партизан за один угол ее держит, мать — за другой. Дорога была тяжелой. Нам удалось выжить во время сильного артобстрела. Сколько было радости, когда добрались до «большой земли»!

«С»: Однажды вы сказали, что патриотизм — способ выживать в этом мире.

— Так и есть. Но лучше, конечно, не выживать, а жить. А что касается патриотизма, то сразу на ум приходят строки Александра Сергеевича Пушкина: «Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу. Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». По своему душевному складу и сердцу Пушкин — очень русский человек и поэт. Он сильно любил свою родину, ее культуру, народ, песни и обычаи… А самым русским поэтом считаю Сергея Есенина. 52 года тому назад сыграл его в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…». Эта картина выстроена на пересечении фактов биографии Есенина и фрагментов его произведений. Там сценарно соединен образ поэта и его лирического героя.

«С»: У вас никогда не было ощущения, что в своих произведениях Сергей Есенин словно предсказывал события, которые сейчас происходят в России?

— Да. В свое время этот замечательный поэт черным по-белому написал: «Но и тогда, когда во всей планете пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть, я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». И ложь действительно опутывает людей паутиной. Сами видите, что сейчас происходит с США. Эта страна просто вконец изолгалась! Ложь на лжи и ложью погоняет… Вспоминаются слова немецкого драматурга Бертольда Брехта, которые тоже можно назвать пророчеством. В 1964 году, когда я оканчивал актерский факультет ВГИКа, один из дипломных спектаклей как раз был по его произведению «Карьера АртуроУи». Постановка заканчивалась словами: «Торжествовать пока еще не надо. Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивает гада». Немецкий драматург тогда предупреждал, что любое проявление фашизма надо размазать, как клопа по стене. Но мы пропустили этот момент, потому что играли в гуманизм. И еще придумали слово «толерантность». Заняли его у иностранцев. И в итоге все это обрушилось на нас. Разве мы сейчас сражаемся с Украиной?! Мы сражаемся со всей Европой, которой погоняет США. Это государство кидает и доллары, и ФАУ-16. Думаю, что армии артистов тоже надо мобилизоваться. И молодым талантам нужно почаще ездить на гастроли на Донбасс. На девятом десятке все-таки бывает тяжеловато…

READ  Тяга к творчеству незрячих и слабовидящих из Марий Эл не признает барьеров

Личное дело

Сергей Петрович Никоненко родился в 1941 году в Москве. С 13 лет стал готовиться к карьере актера, занимаясь в драматическом кружке и в студии художественного слова. После школы поступил во ВГИК на курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании учебы в 1964 году работал в Театре-студии киноактера. В 1971 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Является членом Союз кинематографистов с 1968 года. В 1974 году дебютировал как кинорежиссер и сценарист. Сниматься в кино начал еще во время учебы, дебютировав в 1961 году в фильме «Сердце не прощает». Потом были картины «Преступление и наказание», «Дворянское гнездо», «Трын-трава», «Цыганское счастье»… С начала 2000-х Никоненко активно снимается в сериалах: «Каменская», «Невозможные зеленые глаза», «Одна любовь души моей», «Пан или пропал», «Ребята из нашего города», «Тяжелый песок», «Родина ждет», «Граф Крестовский», «Гибель империи». С 1994 года — директор Есенинского культурного центра в Москве. С 2014 года — президент Гильдии актеров кино России. С 28 марта по 25 апреля 2000 года и с 4 по 19 мая 2008-го вел программу «Жди меня» вместо Игоря Кваши. Всего за карьеру он сыграл более чем в 210 фильмах и сериалах. Как режиссер снял 17 кинокартин и сериал «Аннушка». Есть сын и трое внуков.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino