«Первая фабрика авангарда – 2023»: как это будет

Интервью

/

Культура

06 июн

18:32


Будущей осенью в Иванове пройдет уже пятый, юбилейный фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Его основная часть затронет даты с 29 сентября по 8 октября. В этом году тема «фабрики авангарда» – «Невыносимая легкость бытия». Фестиваль посвящен памяти его куратора Сергея Соловьёва, который ушел из жизни в прошлом году. В рамках «Первой фабрики авангарда» в 2023 пройдет множество событий. Одним из центральных выставочных проектов станет «Ген». На участие в этой выставке сейчас и вплоть до 3 июля проходит отбор работ. Кстати, их уже присылают и причем со всего мира. Например, с острова Ява. О том, что же такое «Ген»? Почему важно зафиксировать то, что существует сейчас в культуре? О цензуре отбора. И работе, которую создаст для фестиваля нейросеть мы поговорили с куратором проекта «Ген» художником Дарьей Растуниной.

КАКИМ БУДЕТ ГЕН СОВРЕМЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ?


Наталья Сергеева, корреспондент: «Давай поговорим подробнее про твою кураторскую историю. Про «Ген». Ген – это вообще что такое? Это часть ДНК, несущая в себе какую-то информацию. Вот здесь ген – это о какой-то наследственности? Или о наследии? Как тут правильно расшифровать тематику?»


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Ген в этом проекте на самом деле о многом. И осмыслить это слово можно по-разному. Каждый художник может это осмыслять так, как он хочет. И очень важно здесь, что мы живем в такую эпоху, в которой нет определенного направления художественного. Как раньше было: кубизм, сюрреализм, авангард. То есть можно было точно определить эпоху каким-то названием. Сейчас мы живем в такое время, когда очень много разных форм, они соединяются в нашем едином пространстве. И каждый художник вносит свое видение в построение общей формы, из которой состоит наша действительность».

READ  Почему в России так и не наступила (но, возможно, наступит) демократия?


Наталья Сергеева, корреспондент: «Откуда вообще зародилась мысль с геном? С этой частью ДНК».


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Ну опять хотелось бы начать с того, что мы живем в такое время, где мы видим и классические какие-то произведения. И нейронные сети нам рисуют какие-то невероятные вещи. Когда мы уже думаем, что все, весь мир в труху, и сейчас нас всех заменит искусственный интеллект. Мы все пойдем на свалку. Мы как-то пытались это все осмыслить, и придумать какую-то емкую, понятную форму, которая обозначала все пространство, в котором мы находимся. И так как я тоже параллельно изучаю нейросети. Влияние нейросетей на художественное пространство, на жизнь в целом человека. А как мы знаем нейросети работают с генерацией изображений, эти изображения генерируются из других изображений. Из истории, которая известна. Оно генерируется. Здесь мы отделяем слово ген. Оно генерируется из того, что есть. Собственно, ген – это и как генерация в этом пространстве. Мы генерируем какой-то общий фон. Общую структуру жизни. Так же как нейросеть генерирует какое-то изображение. И ген – это как часть культурного кода. Мы неотъемлемы от него от этого культурного кода. И мы все равно его собой несем».


Наталья Сергеева, корреспондент: «А я еще подумала, что ген – это как часть какой-то самоидентификации».


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Конечно, и как часть самоидентификации».


Наталья Сергеева, корреспондент: «Потому что сейчас такой момент, когда так получилось, что многие разъехались. Есть такой кризис, связанный с самоидентификацией.


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Да. Очень много такого я слышу. И очень много о таком разговариваю с художниками».

READ  Хоккейные кричалки, (не)тайные архивы. 12 идей, куда сходить на неделе в Барнауле


Наталья Сергеева, корреспондент: «Может как раз в этот момент и стоит задуматься, а что есть ген. Мы строим какую-то новую ДНК, или мы что-то берем и несем?»


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Вот это как раз возвращаясь к тому, что я сказала в начале. Мы сами выбираем. Художник сам предлагает свою точку зрения, свое видения. Как вот нам: так или вот так? А может быть как-то иначе? Может быть есть третий вариант развития событий».

ИСКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СОЗДАСТ ИНСТАЛЛЯЦИЮ ПРО ИВАНОВО


Наталья Сергеева, корреспондент: «Очень интересно будет ли на выставке «Ген» нейросеть. Что-то сделает или нет?»


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Что-то сделает. Мы с художниками из Иванова делаем вместе один проект. Который посвящен Иванову, и будет сделан при помощи нейросети. И мы сейчас запускаем open call для жителей города, чтобы они могли прислать фотографии любого времени вообще. Какие-то личные фотографии из личных архивов. Это могут быть фотографии города. Архитектура. Могут быть фотографии с фабрик, каких-то людей и так далее. В общем, все, что создано в городе все фотографии могут посылаться, и любой человек может поучаствовать в этом. И далее будет создана такая инсталляция при помощи искусственного интеллекта, которая соберет в себе всю историю».

ЦЕНЗУРА НА «ПЕРВОЙ ФАБРИКЕ АВАНГАРДА»


Наталья Сергеева, корреспондент: «Мне кажется еще могут возникать вопросы некоторой цензуры. Что можно, а что нельзя. Есть они?»


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Есть…. Я думаю, чтобы поговорить о каких-то проблемах насущных, даже политике, можно не обязательно каким-то таким вот языком в лоб.

READ  как «Другое Дело» мотивирует молодёжь заниматься волонтёрством и саморазвитием


Наталья Сергеева, корреспондент: «Я такую же фразу сейчас произнесла в голове».


Дарья Растунина, художник, куратор выставочного проекта «Ген»: «Искусство – это такая вещь прекрасная, которая может изображать все, что угодно какими угодно формами. И искусство всегда являлось каким-то языком, который понимают определённые люди. Мы живем в каком-то определенном культурном контексте, общаемся с людьми мира искусства и так или иначе все друг друга понимают. Если ты хочешь сделать какую-то политическую акцию – это не про художественный проект. Все-таки хотелось бы, чтобы это было как-то осмысленно в художественном плане. А делать политическую акцию ты можешь и самостоятельно. Тебе не нужно устраивать выставку, чтобы сделать какое-то политическое высказывание. Тебе достаточно выйти на улицу и заявить о чем-то. Политическое высказывание не то, чтобы является искусством. Если мы посмотрим на историю искусства и каким образом художники высказывались на политические темы, мы увидим, что это ирония, например. В иронических высказываниях, в тех же самых сказочных формах. Если ты как-то играешь с этим и в итоге получается какой-то интересный визуальный язык, то поему нет? Никто не против».


Опубликовано

в

,

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino