Красота по стандарту, эстетика жестокости, патримониализм в семье и на работе. Чем еще живет современная Южная Корея сегодня

Я много пишу о психологии жертв, абьюзивных отношениях, поэтому часто смотрю
фильмы по данной теме. Так в мою жизнь вошли южнокорейские фильмы с аутентичным
киноязыком, отличительными особенностями которого являются культ красоты и
эстетизация жестокости. В свое время поразил фильм «Китайский квартал» (2015), где
изображение взаимных переходов добра и зла так неуловимо осязаемо, что сложно
понять какую цепочку причинно-следственных связей запустит тот или иной
поступок героев. 

Я открывала для себя Азию постепенно, опосредованно через искусство,
аутентичную кухню и психотерапевтические беседы с клиентами. Некоторым из них
посчастливилось побывать в Японии, Корее в качестве туристов, а некоторые
являются этническими азиатами, проживающими в России

Так одна моя клиентка,
востоковед по образованию, специально ездила в Японию, чтобы медитировать в
саду «отрубленных голов самураев». Под жутковатом на слух названии
подразумевается сад камелий. Цветоложе камелий настолько тяжело, что увядания
(умирания) как такового у цветка нет. Когда приходит его час, цветок
отламывается и с характерным звуком стремительно падает, мягко приземляясь в
траве. Падение цветка камелии — метафора мгновенной смерти воина. Созерцание звуков
полёта и падения в траву цветов в определённое время года и есть медитация в
саду «отрубленных голов самураев».

Сад отрубленных голов самураев
Сад отрубленных голов самураев

Иногда в процессе работы с этническими азиатами мне приходилось
сталкиваться с вещами не совсем понятного для меня происхождения. Я терялась в
догадках, где культурный код нации, а где проблема клиента, с которой нужно
работать. И если это проявление национальной особенности, то как экологично ее интегрировать
в мультикультурную среду российского мегаполиса.

Мне предоставился случай побеседовать с
этнической кореянкой, проживающей в России. Анастасия любезно согласилась
ответить на интересующие меня вопросы о сходстве и различии
национально-культурных кодов России и Южной Кореи.

Г.Х. Анастасия, каковы,
на ваш взгляд, культурные коды корейской гендерной идентичности.

Мне сложно сформулировать
конкретные культурные коды гендера. С одной стороны, это все еще жесткий
патриархат, с другой стороны влияние феминизма прослеживается в массовой
культуре. Могу выделить большое внимание, уделяемое внешности. С одной стороны,
предъявляется огромное количество (далеко не всегда реалистичных) требований к
внешнему виду: так называемый «Korean beаuty standart», определяющий
то, как должны выглядеть люди. Так, рынок мужской продукции для красоты в Азии
многократно превышает европейский.

Подгонка под стандарты
обычно осуществляется с помощью пластической хирургии, которая в Южной Корее
очень популярна. С другой стороны, среди молодежи все чаще звучат мнения, что
стандарты лишь усложняют жизнь.

 Красота по — корейски — это соответствие стандартам,
а не категория сверхчувственного.  Ты
либо соответствуешь стандартам, либо нет. Тебе могут открыто заявить, что ты не
красивая, потому что…

Не соответствие стандартам влечет за собой в
определенной степени социальную стигматизацию. 

Прежде всего к стандартам красоты относятся  худоба и
бледность. Чрезмерное желание быть
худой часто приводит к расстройствам пищевого поведения и анорексии. Так,
например, чтобы соответствовать стандарту худобы, некоторые поп-идолы (айдолы)
придерживаются жесточайшей диеты – лёд или один банан в день в течение
нескольких месяцев.   Если учесть, что айдолы имеют огромное влияние
на умы молодёжи, то можно представить, как диеты такого рода сказываются на
пищевом поведении фанатов!

READ  Секция манги и комиксов на Лейпцигской книжной ярмарке

Бледность кожи
традиционно считалась признаком принадлежности к высшему сословию. Смуглая кожа
ассоциируется с работой крестьян под палящим солнцем в поле. Поэтому современные
кореянки не только используют всевозможные солнцезащитные косметические
средства, но и часть гардероба преследует ту же цель.

Стремление кореянок быть
бледными со стороны европейцев и россиян может иногда выглядеть абсурдным. Так,
чтобы избежать попадания солнечных лучей, кореянки носят хиджабы, огромные кепи
или шляпы, патчи даже на улицах.

Красивым будет считаться
маленькое лицо в форме сердечка и V-
образный подбородок. У корейцев обычно
низкая переносица, из-за этого носы кажутся плоскими. Это не соответствует
современным стандартам красоты. Поэтому корейцы лидируют по количеству
проведенных ринопластик на душу населения.

Так же красивым считается
двойное веко, европейский разрез глаз. Поэтому в порядке вещей считается
подарить девушке на шестнадцатилетние сертификат на проведение блефаропластики.

 На мой взгляд, это может негативно сказаться
на гендерной идентичности и самооценке девушки. Потому что операция
навязывается девушке, как правило, старшими родственниками, опять же исходя из
необходимости соответствовать стандартам, а не потому, что девушке самой
захотелось что-то исправить в своей внешности.

Давление корейских
стандартов красоты — это большая часть культурного кода гендерной идентичности. Есть предписания, и ты должна
им соответствовать, если не соответствуешь, да ещё и не хочешь ничего с этим
делать, то для тебя закрываются многие возможности.

Г.Х. Правильно ли я
понимаю, что атрибуты красоты по — корейски являются признаками принадлежности
к высшему обществу?

Точно могу сказать только
про бледную кожу. Худоба, как мне кажется, общемировой тренд, навязанный
индустрией красоты, а европейское веко — 
просто азиатский тренд, относительно флюктуирующий во времени, но в то
же время стабильный.

Г.Х. Насколько кастовость
в Корее больше развита, чем в России.

По моим ощущениям, в Азии
кастовость во многом выражена сильнее, чем в России. Безусловно, и в России
разрыв между богатыми и бедными пугающе велик, но у нас много примеров, как
люди переезжают в более крупные города и/или следующее поколение живет
значительно лучше, чем предыдущее. Можно обратиться к нашумевшему южнокорейскому
фильму «Паразиты», где показано стремление семьи главного героя
приобщиться к «красивой» жизни семьи, которая наняла его в качестве
репетитора, и, с другой стороны, глубокая трагичность величины разницы между
этими семьями. В целом, как мне кажется, для Азии более характерен тезис «знай свое место».

Г.Х.  В чем корейское следование худобе отличается
от моды на Твигги в Европе? Бледность кожи и в дореволюционной России была
признаком аристократии. Лермонтов в «Герое нашего времени» писал, что
аристократки пьют уксус и морят себя голодом, чтобы быть бледными и худыми.

Я думаю, что Твигги
воспринималась как веяние моды, которое было популярно среди прослойки тех, кто
этой самой модой заинтересован. То же и про бледную аристократию — не всем доступно,
не всех интересует.

READ  ментальность Челнов и кто должен поднимать культуру

 А в Корее сегодняшнего дня этот тренд
всеобъемлющ и затрагивает людей вне зависимости от их социального статуса и
интересов. Худоба по всему миру так или иначе транслируется как стандарт
красоты, но в Корее, на фоне бОльшего давления, это ощущается острее.

Из тенденций, могу
отметить инфантилизм, свойственный корейской молодежи: они достаточно поздно
съезжают от родителей, поздно женятся и заводят детей. Это обусловлено
сложнейшей системой получения образования и огромной стоимостью недвижимости,
что затрудняет отделение от семьи.

Позднее время вступления
в брак можно объяснить не только инфантилизмом, но трудоголизмом корейцев,
стремящихся сделать карьеру прежде, чем обзавестись семьей. Ведь в Корее нет
социальной пенсии как таковой. Пожилые корейцы либо живут на личные сбережения,
либо вынуждены работать. В Корее достаточно высок процент самоубийств среди
пожилых людей, которые не захотели быть обузой для своих детей в старости.

Г.Х.  Иерархичность и патриархальность корейского
общества общепризнанный феномен. В какой степени корейская молодежь (по
сравнению с российской или европейской) может воспользоваться социальными
лифтами. Если да, то какие они в Корее?

Как и везде, социальным
лифтом, безусловно, выступает высшее образование, но и оно не гарантирует
достижения всех благ. Браки чаще заключаются между представителями одного
социального статуса, а мезальянсы, скорее, редкость.

Безусловно, шоу-бизнес
может стать социальным лифтом для талантливых и красивых людей, однако,
параллельно с успешными примерами, индустрия и ломает жизни тех, кому не так
повезло.

Г.Х. Как патриархальные
устои сказываются на выборе партнера. Есть ли такие институты в Корее, как
гостевой, открытый брак или свободные отношения?

Из того, что я знаю,
партнеров, как правило, выбирают из среды: в школе, вузе, на работе, в общих
кругах общения. Онлайн-дейтинг тоже распространен, но, долгие отношения,
полученные таким способом, скорее исключение. Современная корейская культура
предлагает множество традиций, которые есть у людей в отношениях: начиная от
парной одежды и фотобудок, заканчивая идеями для свиданий (многое транслируется
через корейские комиксы — манхву и сериалы — дорамы).

 Не могу сказать, в какой степени на выбор
партнера влияет патриархат, но, так как женщины активно работают, они выдвигают
список требований (к которым не все адаптируются), что в целом характерно для
стран, совершивших демографический переход, поэтому, там, например, высокий
детородный возраст.

К сожалению, в вопрос
институтов не посвящена, не могу сказать однозначно.  Могу немного рассказать о Китае: там
разделяют партнеров для различных целей: для секса и для брака. Нередко, это
разные люди.

Г.Х. Происходит ли унификация
традиционных представлений о женственности в новых реалиях и в мультикультурной
России.

Думаю, опять же, среди
моего поколения трудно отрицать тенденции к глобализации. Представления о
женственности становятся, с одной стороны, более универсальными и то, как
одеваются, преподносят себя женщины из разных стран и культур становится
похожим, так что да, на мой взгляд, тенденции к унификации присутствуют.

READ  Мстёрский музей переоснастили и ремонтируют — Вязники.РФ

 С другой стороны, мы имеем возможность узнать
о женщинах со всего мира, и у меня, как у этнической кореянки, никогда
длительно не находившейся на своей исторической родине, есть возможность в некоторой
степени приобщиться к своей культуре. Думаю, такое справедливо для многих
культур в России, так как доступность информации и скорость ее распространения
делает возможным интенсивный «культурный обмен», что, с одной стороны,
обогащает культуру, с другой стороны, стирает границы между ними.

Г.Х.  Красота как социальная ценность, на мой
взгляд, максимально выражена в течение Idols, которое имеет огромное
количество последователей по всему миру. Достижение безупречной внешней красоты
происходит в Южной Корее посредством пластический хирургии, увлечение которой
носит массовый характер. Нежность и невинность внешности idols стали обязательным
атрибутом популярности икон стиля и приносят баснословные прибыли владельцам
кампаний поп-индустрии.

Корея одна из крупнейших
трендсеттеров в индустрии красоты, моды, косметики, что отражается на том, как
люди выглядят и то, какими корейцев воспринимают по всему миру. Так называемая «Халлю» или «Корейская волна» — прокатившаяся по всему миру
популярность корейской культуры является предметом гордости корейцев. Большой
составляющей «Халлю» (помимо дорам, корейской косметики, искусства,
графических романов) является течение К-рор.

Г.Х. Я впервые увидела айдол девушку и юношу во Флоренции на площади Синьории. Мне показалось, что я вижу живых кукол. «Куклы» в руках держали пакеты, поэтому через некоторое время я отнеслась как к безупречно выглядящим молодым людям. 

В Токио айдолами населены целые кварталы, например, Шин-Окобо. 

Айдолы
Айдолы

К-рор преставляет собой
уникальное явление в музыкальной индустрии. Как правило, речь идет о женских
или мужских группах, которые, на вершине айсберга, поют и танцуют. На деле,
К-рор индустрия это огромная машина по производству контента: помимо
непосредственно клипов, мы можем найти разнообразные ток-шоу, соревнования,
лайф-контент, стримы, фанмитинги и много другое.

Для многих, К-рор кажется
чем-то странным, изобилующим непонятными словами и традициями, что делает порог
вхождения в культуру корейской музыки иллюзорно высоким, но, современные
соц.сети, при желании, снабдят вас всем необходимым контентом. Параллельно со
всеми замечательными явлениями, которые есть в индустрии, такие как талантливые
артисты, музыкальные феномены, новые главы в истории моды и перфоманса, в К-рор
так же пугающе много проблем: хейт в стороны исполнителей, рабские контракты с
агентствами, неадекватные фанаты и прочее.

Г.Х.  Феерическая восхитительность айдолы –  результат многолетнего труда ребенка,
которому повезло быть замеченным представителями кампаний по «выращиванию звёзд». Работа интегрируется в реальную жизнь. Idols живут (то есть работают) по
строгому расписанию в сопровождении менеджера.

Как и в любом феномене,
обретающем огромную популярность, к сожалению, в этой индустрии нельзя не
говорить и об оборотной стороне медали.

Г.Х. Что можно сохранить
как константу, а что трансформировать в культурно- национальной идентичности

Сохранить:
культивирование талантов, трудолюбие, достижения постиндустриальной экономики.

Трансформировать:
вертикаль власти, огромное давление стандартов, значительное влияние
патриархальных устоев.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino