Российский фонд культуры подвел итоги конкурсного отбора на участие в проекте «Мастерская по инклюзии. Культура 2.0». Победителя выбирали из 74 учреждений культуры 24 регионов России – государственных и муниципальных музеев, музеев-заповедников, библиотек, домов культуры и культурных центров. Им стал Тверской областной Дворец культуры «Пролетарка».
«Пролетарку» выбрали по нескольким критериям, один из них – создание в прошлом году в ДК инклюзивной творческой лаборатории, через которую уже прошли 413 человек с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги «Пролетарки» помогают этим людям развивать творческий потенциал, на ее базе работают пять направлений для особенных детей: жестовая песня, театр, декоративно-прикладное творчество, музыкальное развитие, изобразительное искусство и танцы на колясках. Именно эта практика, а также цели и задачи ДК оказались близкими экспертам и позволили «Пролетарке» стать площадкой для реализации проекта.
«Мастерская по инклюзии. Культура 2.0» Российского фонда культуры создана для того, чтобы помогать учреждениям культуры стать более открытыми и доступными для посетителей с инвалидностью, развивать программы в области социокультурной инклюзии и строить эффективное взаимодействие с различными аудиториями.
Нет «они» и «мы»
Как заметила руководитель Открытого лектория «Культура 2.0» Алена Ясинская на встрече экспертов с тверской аудиторией, формирование доступной физической среды – один из этапов, не менее важна экспертная передача знаний сотрудникам ДК. Лучшие российские специалисты по инклюзии приехали в Тверь именно для того, чтобы поделиться своими лучшими практиками и наработками с коллегами. А они, в свою очередь, будут передавать знания и опыт тем, кто работает в районах.
– Речь идет не только о людях с инвалидностью, – сказала Алена Ясинская. – Для нашей команды инклюзия – это прежде всего справедливость, и речь идет про каждого из нас. Про пожилых, детей, женщин, про разные социальные группы. Мы все разные, и каждому надо обеспечить доступ – в музей, театр, куда угодно. Все должны иметь одинаковые права.
На встрече показали пример тифлокомментирования – краткого и четкого описания пространства и предметов для незрячих людей. Рассказали о Центре творческих проектов «Инклюзион», который совместно с Театром Наций поставил спектакль «Прикасаемые». Он стал одним из самых масштабных проектов социального театрального искусства в России. Это первая в мире постановка, где одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры. В основе спектакля – реальные истории людей с одновременным нарушением и зрения, и слуха. На сайте Театра Наций приведены слова его художественного руководителя, автора идеи спектакля Евгения Миронова: «Мы радуемся солнцу и шуму моря и даже не задумываемся над тем, что кому-то это не дано, а когда случайно сталкиваемся с ними, испытываем чувство неловкости и жалости. Они знают этот мир на ощупь и по запаху, а сталкиваясь с нами и понимая, что они «другие», чувствуют себя одинокими и в чем-то ущербными. Это несправедливо. Нет «они» и «мы». Есть люди, которые должны научить друг друга смотреть на мир другими глазами».
Спектакль был поставлен восемь лет назад, с тех пор в других городах стали открываться школы инклюзии, складываться творческие сообщества, а столичные режиссеры и хореографы теперь приезжают в провинцию и делятся своими идеями.
Разделить чужой опыт
На первых практических занятиях эксперты проекта мастерской учили работников ДК взаимодействию с людьми с ОВЗ. Для развития у сотрудников «Пролетарки» навыков корректного взаимодействия с целевыми группами с учетом их индивидуальных особенностей эксперты провели серию интерактивных встреч с командой тверских коллег. В частности, состоялись мастер-классы «Цифровая доступность» и «Что надо знать о глухих и слабослышащих?», дискуссии «Можем ли мы разделить чужой опыт?», «Инклюзивные фестивали. Кто и как делает фестивали доступными для всех», «Инклюзия в культуре: адаптация программ и расширение их географии», воркшоп «Об инклюзии, дизайне и дружелюбной среде» и другие мероприятия.
Специалисты обсудили с присутствующими, чего не хватает современным учреждениям культуры для развития инклюзивной среды, действительно ли людям с инвалидностью нужны культурные мероприятия и какие трудности возникают между реальностью и практикой в их проведении.
Некоторые мероприятия транслировались онлайн, чтобы сделать общедоступным опыт ведущих российских специалистов в сфере инклюзии.
Затем эксперты оценивали «Пролетарку» с точки зрения доступности, изучали деятельность методического центра, помогли тверским коллегам с созданием доступной среды для разных социальных групп.
Как заметила директор ДК «Пролетарка» Елена Богданова, знания, которые получат сотрудники, будут передаваться в муниципальные и сельские Дома культуры. Тверской регион богат учреждениями культуры, их у нас больше 170. И в маленьком городе, и в селе могут быть люди с инвалидностью, и они хотят приобщаться к культуре, становиться участниками театральной, вокальной или хореографической студии.
– Наше общество и сфера культуры, как одна из его составляющих, должно быть доступно для всех без исключения людей, – сказала Елена Богданова. – Неважно, этот человек на коляске, слабослышащий или слабовидящий – создание лабораторий делает всех людей равными. Должна быть обеспечена доступность во всем, чтобы в творческий процесс были включены все желающие и они могли заниматься искусством в том направлении, которое их интересует.
Алена ЯСИНСКАЯ, руководитель Открытого лектория «Культура 2.0»:
– Речь идет не только о людях с инвалидностью. Для нашей команды инклюзия – это прежде всего справедливость, и речь идет про каждого из нас. Про пожилых, детей, женщин, про разные социальные группы. Мы все разные, и каждому надо обеспечить доступ – в музей, театр, куда угодно. Все должны иметь одинаковые права.
Добавить комментарий